КАк написать бизнес план? Я уже писал пост о важности бизнес плана. Парадоксально, но многие люди считают бизнес-план ерундой, формальностью для банковских кредитных менеджеров.
На мой взгляд, создавать свое дело без бизнес-плана (хотя бы небольшого) все равно, что начать строительство дома без расчетов и чертежей. Так что если не хотите, чтобы ваш бизнес выглядел как типичный долгострой, надо заранее, на бумаге просчитать свои силы и целесообразность выбранного вами бизнеса.
Для начала надо сказать, что разновидностей бизнес-плана несколько:
- малый бизнес план (так сказать, для себя);
- полноценный (более подробная и полная версия малого бизнес плана)
- презентационный (для потенциальных инвесторов)
Речь пойдет о первой версии — маленьком бизнес плане для самого себя (и партнеров, если они есть). Если же вам нужен полноценный бизнес план, то следует обратиться к специалистам, особенно если у вас нет опыта написания аналитических документов. Найти таких людей в принципе, не так сложно, в наше время экономистов хоть отбавляй. Другое дело — их знания, с этим у нас серьезные проблемы. Так что советую искать помощи не у знакомого вашего соседа друга брата жены подруги, а у грамотного профессионала с опытом.
Итак, составим небольшой бизнес-план на 5-10 страниц. Из чего будет состоять сей документ?
- Описание концепции (что это за бизнес, какая у вас продукция, каков рынок, партнеры, разделение ответственности и т.д.)
- Анализ рынка (кто ваш клиент и где его искать, какие есть конкуренты, почему ваш продукт будет востребован и т.д.)
- Финансовый анализ (сколько денег нужно вложить, сколько вы планируете зарабатывать, когда ожидаете выход в плюс и прочее)
Концепция: как написать бизнес план
Здесь и далее — просто пример, это не реальные цифры и расчеты!
Предположим, я решил открыть небольшой магазин сладостей в одном из районов Алматы. Мой товар — это кондитерская продукция отечественных («Рахат», «Баян-Сулу», «Конфеты Караганды») и иностранных компаний.
Форма организации — ТОО. Открывать бизнес планирую с партнером в соотношении 60 на 40 в мою пользу. В такой же пропорции вкладываем деньги. Я отвечаю за общее ведение бизнеса в магазине и аренду помещения (я знаю отличное место на примете, и его хозяина), а партнер — за работу с поставщиками и маркетинг (у него есть опыт работы в этой сфере). Прописываем все эти вещи в официальных документах (чтобы в будущем не ссылаться на разговоры).
Конкурентов в районе 2 — оба слабые (о них ниже).
Анализ рынка
Помещение 25 кв.метров, долгосрочная аренда, в людном, проходимом месте у остановки. На сайте 2gis посмотрел расположение ближайших конкурентов, их оказалось 2, но оба с недостатками: у первого неудачное расположение во дворе и малый ассортимент, а второй магазин плохо управляется: там не ценят клиентов, обсчитывают их и часто необоснованно завышают цены.
Считаем, что можем победить в конкуренции оба магазина за счет лучшего расположения, отличного сервиса и грамотных маркетинговых ходов. Общение партнера с поставщиками за чашкой кофе подсказало приблизительные обороты обоих магазинов — 1,5-2,5 млн в месяц.
Далее, отыскал сведения от Ассоциации кондитеров РК о том, что казахстанцы в среднем тратят на кондитерские изделия 9 880 тенге в год. Использование гугл карт, сайта Комитета статистики и двухнедельное наблюдение за местом будущего магазина показало, что потенциально клиентами магазина являются 10 тысяч человек — это жители близлежащих домов в радиусе 1 км плюс проходимость места (проходящие мимо люди, пассажиры общественного транспорта и проезжающие автомобили — магазин расположен на стороне вечернего трафика, что повышает потенциальное количество посещений автовладельцами).
10 000 умножить на 9 880 дает нам почти 100 млн тенге в год (8,3 млн в месяц) потенциальной выручки. Конечно, в реальности этого не будет, но это хотя бы приблизительно говорит нам о потенциале рынка.
Финансовый анализ
Партнеру, благодаря своей репутации и связям удалось получить очень лояльные условия: многие поставщики готовы давать нам часть товара под реализацию, а значит и траты на запасы и оборот будут не столь серьезными, как считалось ранее.
Основные траты — аренда магазина, закуп и установка оборудования, зарплата 2 продавцам (на начальном этапе работать будем сами, но затраты на зарплату включаем сразу, чтобы считать и этот расход тоже), налоги, маркетинг, покупку части запасов и так далее. Все траты расписываем в отдельной google таблице.
В результате получаем такие цифры: для того чтобы выходить в ноль, с учетом средней наценки и курсовой разницы для иностранной продукции, мы должны продавать как минимум на 1 000 000 тенге в месяц (33,3 тысячи в день).
Пессимистичный прогноз — оборот в 1,2 млн в месяц, умеренный — 2 млн. С учетом добытых нами сведений о конкурентах и лучшее расположение, следовательно, делаем вывод, что смысл открывать бизнес определенно есть.
Учитывая общие траты и ежемесячные траты, окупаемость при пессимистичном прогнозе составит 3,5 года, при оптимистичном — 1,5-2 года.
Надеюсь, пример был понятен и вопрос о том, как написать бизнес план у вас прояснился. Еще раз подчеркну, что это пример; все расчеты и цифры условны.
Удачи!
View Comments (4)
Спасибо, полезный пост, все по полочкам..
Дзенькуе!
Спасибо, все четко и понятно
Рахмос!